Вот вы подписали договор купли-продажи и стали владельцем своего жилья. Уже мысленно провели ремонт, обновили дизайн, планируете новоселье. Однако несколько первых недель все же придется потратить на оформление документов, закрытие многих формальностей и выяснения, что нужно для прописки в квартиру. Юридические, технические и бытовые вопросы лучше не откладывать в долгий ящик, чтобы уже ничего не омрачало покупку квартиры.
Виктор Рачкевич: “Мы обычно стараемся уточнить, какие есть льготы у продавца и покупателя. Ведь не так редко встречаем кейсы, когда какие-то льготы есть сразу у обеих сторон. И в таких случаях покупатель и продавец получают скидку на услуги по регистрации до 50%. Но очень важно, чтобы льгота была именно у двоих.”

Мы спросили у директора агентства «Квартирный баланс» Виктора Рачкевича, какие нужные документы на квартиру готовить в первую очередь, стоит ли и где заказывать техпаспорт на квартиру и долго ли можно оттягивать походы во все эти инстанции.
Оформление собственности
Самым первым шагом является регистрация в Агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру.
Обычно для этого необходимо предоставить следующее:
- паспорт, либо доверенность, если действует представитель;
- договор купли-продажи (оригинал);
- акт.
Виктор: “Некоторые хотят тут же заказать новый техпаспорт на квартиру, но на самом деле его необязательно менять, он может быть даже старого образца. Да еще и с именем предыдущего владельца, это вообще не важно. Он просто переходит из рук в руки, ведь информация там не меняется. А это технические характеристики, планировки, площадь комнат. Но, конечно, если что-то менялось, делали перепланировку, уже под эти цели нужно менять и технический паспорт.”
Коммунальные услуги

После покупки квартиры нужно заняться переоформлением лицевых счетов, чтобы избежать долгов и переплат, которые могут остаться от предыдущего владельца. Исходя из того, где находится дом, собственники идут в расчетно-справочный центр или товарищество.
Подготовьте следующее:
- договор купли-продажи;
- свидетельство о госрегистрации;
- техпаспорт на квартиру из БТИ;
- паспорт собственника;
- справка о том, что по адресу задолженности нет;
- заявление на перерегистрацию;
- квитанцию об оплате госпошлины.
Мы рекомендуем также подготовить документы, подтверждающие льготы, если таковые есть. А непосредственно перед визитом уточнить график работы, чтобы не тратить время напрасно.
Военкомат

Сделать это желательно в течение 1 месяца после переезда. А уже до или после регистрации, лучше уточнить у местного паспортиста. Этот шаг важен непосредственно для военнообязанных. При этом встать на учет нужно мужчинам, состоящим в запасе, и женщинам, имеющим военную специальность. Например, это врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Электроснабжение
Заключается в местном филиале «Энергосбыта». Для этого жильцу нужно подготовить следующий пакет документов:
- паспорт;
- договор купли-продажи;
- техпаспорт;
- документы, подтверждающие право собственности.
Когда уже документы подписаны, рекомендуем отнести договор в жилищную службу. Это необходимо для того, чтобы вам не приходили двойные счета за услуги.
Водоснабжение
Следующая важная услуга, которую нужно переоформить на себя. Пакет документов, по сути, аналогичен предыдущим:
- паспорт владельца;
- договор купли-продажи квартиры;
- техпаспорт;
- свидетельство о госрегистрации.
Виктор: “А здесь есть такой интересный нюанс. Если еще пару лет назад требовали паспорта на счетчики, то в последнее время от этого стали уходить. Но лучше заранее позвонить и уточнить у работника, какая форма подходит именно для их отделения.”
Газоснабжение

И хотя этот пункт актуален для тех домов, где подведен газ и в квартирах установлена газовая плита, упускать из виду его не стоит. Также убедитесь, что оборудование зарегистрировано и не требует замены или проверки. Список документов здесь такой же, как и при заключении договора на водоснабжение.
Телефонная компания
Процедура не самая срочная, но чтобы все привести в порядок, нужно посетить обслуживающую компанию и переоформить договор на свое имя. Здесь важно учесть, что для получения нового номера должно пройти минимум 30 дней от момента сделки. А в течение этого периода номер все еще сохраняется за предыдущим собственником.
Таким образом, чтобы получить новый номер на свое имя быстрее, сервисный центр должны посетить предыдущий и новый владельцы квартиры. И важным нюансом служит здесь ответственность самого продавца, так как оборудование привязано не к квартире, а к человеку.
Необходимые документы:
- согласие на переоформление номера, подписанное предыдущим собственником;
- заявление для получения номера телефона, которое пишет новый владелец;
- паспорт;
- договор купли-продажи или другой документ, подтверждающий право собственности.
Прописка, или регистрация
Собственно, сам термин «прописка» уже не используется, так как в настоящее время жильцов именно «регистрируют». Обратиться для этого нужно в расчетно-кассовый центр. Еще один вариант – отдел гражданства и миграции.
Что потребуется:
- заявление;
- паспорт каждого, кого регистрируют;
- документ, который подтверждает право собственности;
- квитанцию об оплате пошлины.
Итог
Как видите, в оформлении документов на квартиру нет ничего страшного, если действовать последовательно. Но если вы не уверены и хотите уточнить какие-либо шаги, специалисты «Квартирного баланса» с радостью вам помогут.
Читайте также: Риэлторские услуги: что в них входит и зачем они нужны